Эйфелева башня

Эйфелева башня – неоднозначный символ Франции

На 6 мая 1889 года была назначена дата торжественного открытия Всемирной выставки в Париже, и перед властями Франции стояла задача сгладить свои неудачи на международной арене и продемонстрировать миру мощное государство, обладающее передовыми технологиями.

Заказ получил Гюстав Эйфель. Его производственно-конструкторское бюро из 50 человек к тому времени уже построило галерею изящных искусств для Всемирной выставки 1867 года, мост через реку Дору в Португалии, через Дунай, а также вокзал в Будапеште. После продолжительных изысканий было решено выбрать вариант проекта одного из сотрудников бюро и возвести трёхсотметровую башню с арками в основании, которые бы служили своеобразным входом на выставку. Опыт в возведении металлоконструкций пришёлся как нельзя кстати – это делало проект башни реалистичным, чего не скажешь об опубликованном в то же время архитектором Бурдэ, автором дворца Трокадеро, предложении возвести из гранита монументальный трёхсотметровый фонарь для освещения Парижа.

При закладке плит в основании башни рабочим-землекопам приходилось работать внутри кессонов при большом давлении. В обществе распространялось мнение, что такой подход к строительству чересчур опасен, и его следует запретить. Чтобы успокоить население и продемонстрировать безопасность метода, одному из министров даже пришлось лично спуститься в кессон. После этого Эйфель смог продолжить строительство, и вскоре фундамент закончили. В это время было опубликовано письмо от деятелей искусства (среди поставивших подпись были даже Александр Дюма-сын и Ги де Мопассан), в котором они протестовали против строительства трёхсотметровой башни в самом центре Парижа. Такая постройка резко контрастировала с архитектурным обликом города, не выполняла никаких функций – была просто бесполезной. Эйфель опубликовал ответное письмо, в котором постарался убедить общественность, что его башня не лишена эстетических достоинств.

Строительство продолжалось. Рабочие трудились по 9 часов в день зимой и по 12 часов летом, шесть дней в неделю. За сложность работы и сжатые сроки рабочим платили больше обычного. Для экономии времени рядом со стройкой была организована столовая. Однако вместе с ростом башни росла и опасность для рабочих, что приводило к волнениям. Выдвигались требования увеличения заработной платы, и наниматели в той или иной степени шли навстречу.

Было поставлено от 1 до 2,5 миллионов заклёпок, установлено 18 тысяч балок. Балки поднимали на нужную высоту с помощью блоков и выдвижных кранов, крепившихся к самой башне. Основные балки весят почти по три тонны. Так что было важно, чтобы башня под своим весом не ушла под землю. Для этого спроектировали расширенное основание, позволяющее распределить вес в 7000 тонн таким образом, что она оказывает давление на поверхность не более 3,5 килограмм на квадратный сантиметр. Из-за изгибов башни, каждая балка отличается от других балок, поэтому инженерам пришлось разработать 1700 общих и 3629 рабочих чертежей. Стоимость строительства составила приблизительно 7 миллионов франков.

Помимо непростого возведения самой башни, были большие сложности с установкой лифтов, и когда 31 марта 1889 года Эйфель официально открывал башню, они всё ещё не работали. К моменту начала Всемирной выставки, однако, лифты были введены в действие.

6 ноября 1903г. состоялось заседание, на котором голосованием решалось, демонтировать башню или оставить. В ответ на довод, что она не несёт никакой полезной нагрузки, а только мешает реализации проектов обустройства пространства вокруг неё, Эйфель предложил использовать башню для метеорологических исследований, а также для установки на неё антенн. Он даже предложил это профинансировать. В то время как раз зарождалось радиовещание, и в результате голосования с преимуществом в один голос победило предложение башню оставить.